понедельник, 02 июля 2012

Здислав Бексински известен невообразимыми, досконально детализированным картинами катастрофических пейзажей, сюрреалистических человекоподобных фигур и болезненно-искаженных тел. Рожденный в 1929, он рос на юге Польши, позже переехал в Краков для изучения архитектурного дела, впоследствии провел несколько лет в должности руководителя участка (прораб по-нашему). В этот период его работы составляли главным образом фотографии и скульптуры.
Краткой строкой о жизни и смерти.К тридцати годам Бексински сосредоточился на написании больших, совершенно абстрактных картин на деревянных досках (он предпочитал дерево холсту). Позднее их формы и структура стали более ясными и прямолинейными. Художник вступил в период, который он сам называл «фантастический период»; работы этого времени напоминают Брюгеля, Эрнста или Боша, и имеют сходство с картинами швейцарского современника Бексинского, Ганса Рудольфа Гигера. (прим. пер.: между прочим, сходство начинается и заканчивается конкретно на представленных картинах, imho, хотя в случае с Эрнстом бытует мнение, что Бексински унаследовал от него пристрастие к детализации)

Постапокалиптичекое видение Бексинского, во многом присущее Гигеру, сбивает с толку даже подготовленный взгляд архитектора. Его обращение с масштабом и чрезмерная перегрузка текстуры невероятны; огромнейшие сооружения вырастают из пыли и безжизненных пустынь; сухие, жилистые фигуры шагают под зловещими небесами.
Прим. пер.: У Бексинского очень своеобразная стилистика, сам он ее называл барачной и готической. В первой доминировало наполнение, во второй - форма.
Пусть не покажется странным - это послевоенный период, соответственно, тяжел по взглядам - практически все выставки художника проходили успешно. Первой серьезной считается престижная варшавская выставка в 1964: тогда были проданы все выставлявшиеся картины.



Несмотря на ужасающее, мрачное исполнение, Бексински считал большинство своих работ непонятыми: словно Кафка (известный безумным смехом во время чтения собственных историй), польский художник забавлялся своими работами, утверждая, что они довольно оптимистичны (что, конечно, вызывало недоумение у поклонников).



Ну не с юмором ли дядька?
Как кафедральный собор или небоскреб, большинство картин художника удивительно жизнеутверждающи благодаря своему потрясающе-ужасающему образу, габаритам, весомости.
Душные любовные объятия; весело плывущие над рушащимися башнями воздушные шары; крошечный человек, несущий над собой огонек света на дне глубокого ущелья…




Во время написания своих картин Бексински постоянно слушал классическую музыку: художник не переносил тишины. Он был тих и спокоен, но на фоне холодных и мрачных работ оказался неожиданно общительным. В конце девяностых, привлеченный компьютерными технологиями и Интернет возможностями, Бексински вновь направляет внимание в иное русло, на этот раз он сосредотачивается на цифровом искусстве/фотографии. Эта часть его работ перенесла куда меньше критики, но и имела меньший коммерческий успех, чем картины.

Конец девяностых стал тяжелейшим периодом в жизни художника: в 1998, после года болезни, умирает его жена София. Еще через год сын Томаш - выдающийся польский радиоведущий, музыкальный журналист и кинопереводчик - совершает самоубийство. Хотя Бексински сам обнаружил тело сына, он так и не смог примериться с его смертью.*



Непостижимым казалось известие о смерти самого художника в начале 2005. Тело нашли в его варшавской квартире 21 февраля – на нем было семнадцать колотых ран. Вскоре были арестованы Роберт Купик (несовершеннолетний сын смотрителя дома) и его друг – считается, что Бексински спровоцировал нападение, на днях отказавшись дать парню в займы(говорят, около сотни долларов).
Роберт Купик признал вину и получил 25 лет тюрьмы, а Лукас Купик как соучастник приговорен к 5 годам условно по решению Варшавского суда.

Однако существует неофициальная версия: Бексинского убил психически ненормальный поклонник. Увидев последнюю незаконченную картину художника, на которой изображен старик со множеством колотых ран, маньяк поспешил воплотить в жизнь сюжет, задуманный самим Здиславом.
Один из шикарнейших виденных мною сайтов: официальный сайт Бексинского
(музыка Zbigniew Preisner)
Большая онлайн галерея
Оригинальная статья
*Интересный факт: Томаш, как и его отец, любил музыку, особенно команду The Legendary Pink Dots. После смерти Томаша группа в Польском переиздании использовала цифровые работы Бексинского в качестве облог в память Томашу.
@темы:
interesting,
art,
people